Раздел пополняется по ходу публикации новых заметок в телеграм-канале "Благополучник. Заметки о диалектике".
Диалектика Гегеля – 1) теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении; 2) учение о всеобщих законах развития; 3) учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
см. заметку "Мои учителя".
Определение – качество, которое есть „в себе“ в простом нечто, находящееся существенно в единстве с другим моментом последнего, с в-нем-бытием.
Характер – внешнее наличное бытие нечто, каковое есть его наличное бытие, но не принадлежит его в-себе-бытию.
см. заметку "Определение и характер".
Долженствование – это отрицание своего предела, его переступание.
Предел – собственная граница нечто, положенная, как отрицательное.
см. заметку "Два вида долженствования. Ч.2 Истинное долженствование".
Момент – это 1) снятие конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность; 2) неотделимые друг от друга противоположные движения в одном движении; 3) исчезновение в своей противоположности.
см. заметку "Что такое момент в диалектике Гегеля?".
см. заметку "Что такое абсолютный и относительный моменты?".
Снятие – отрицание с удержанием.
Цитата из "Науки логики":
«Снятие … есть одно из важнейших понятий философии, основное определение, которое возвращается решительно повсюду, определение, смысл которого мы должны точно понять и, в особенности, должны различать между снятым и ничто».
см. заметку "Что такое снятие?".
Противополагание, противоположение – различение двух нечто, создание отношения, при котором они становятся противоположными друг другу.
Противоречие – единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей.
Противопоставление – в заметках мы будем рассматривать его, как различение двух нечто, создание отношения, при котором два нечто противостоят друг другу.
Противостояние – в большинстве случаев используется, как синоним противоречия, но мы его будем подразумевать в контексте конфликта. Например, корпускулярно-волновая теория света противоречива, но конфликта здесь нет. А противостоящие черные и белые стороны в шахматах обнаруживают и противоречие, и конфликт.
см. заметку "Введение в тему противоположностей".
Отрицание отрицания – принцип двойного отрицания, заключающийся в диалектической триаде: 1) утверждение; 2) отрицание; 3) отрицание отрицания. Составляет основу спиральной модели развития.
см. заметку "Что такое отрицание отрицания?".
Граница – 1) это то, что отделяет налично-данное от иного и тем самым осуществляет его позитивность (бытие в качестве определённого нечто); 2) одна и та же определенность, которая соединяет и разделяет два нечто.
Цитата из "Науки логики":
«Лишь в своей границе и благодаря своей границе нечто есть то, что оно есть. Нельзя, следовательно, рассматривать границу как лишь внешнее наличному бытию; она, наоборот, проникает во всё наличное бытие»
см. заметку "Что такое граница или примирение джентльменов".
Противоречия в работе психолога – противоречия, с которыми в своей работе встречается, пожалуй, каждый психолог.
Мы можем сформулировать некоторые из них в виде вопросов:
– «Существуют ли застой и деградация, или же они – один из моментов абсолютного непрерывного развития?»;
– «Изменения создаются волевым усилием клиента и направляются им по его желанию или же изменения сами своевременно (пришла пора) возникают помимо воли клиента и направляют его?»;
– «Кто лучше знает, что для клиента – хорошо, а что – плохо? Сам клиент или же психолог?»;
– «Каждый ли симптом требует прояснения и проработки причин, смыслов, уроков?»;
– «Существуют ли ошибки и лишние проблемы, или же всякие неприятности клиенту необходимы и в итоге приводят его к благу?»;
– «Может ли психологическая работа идти «впустую», например, психотехнологии находят отклик во внутреннем мире клиента, но это не дает никаких изменений во внешнем мире?»;
– «Наше бессознательное – мудрое или наивное?».
см. заметку "О противоречиях в работе психолога".
Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, непрекращающихся изменений от простого к сложному.
Деградация – разрушение материи по законам природы и времени.
Изменение – переход в иное, другое.
Неизменность – отсутствие изменения.
Движение, переход – изменение, имеющее направленность, например, вверх, вперед и т.д.
Покой – отсутствие движения.
Прогресс – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Регресс – тип, направление развития, характеризующееся переходом от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному.
см. заметку "Противоречие «Развитие или деградация»".
Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, непрекращающихся изменений от простого к сложному.
Совершенство – состояние завершенности, абсолютной полноты качеств, отсутствия недостатков.
Материальное, материя – вещественная реальность; субстанция, обладающая массой, занимающая пространство благодаря наличию объема, подчиняющаяся законам природы и времени.
Идеальное – самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени. Идеал – воображаемый образец совершенства.
Имманентное – доступная эмпирическому познанию проявленность божественного в материальном мире; то, что находится «по сю (эту) сторону» человеческого бытия.
Трансцендентное – недоступная эмпирическому познанию проявленность божественного, выходящая за пределы материального мира. В широком смысле – «потустороннее», то, что находится «по ту сторону» человеческого бытия.
см. заметку "Противоречие «Развитие или совершенство»".
О введении понятий "Душа" и "Дух" в психологическую работу.
Некоторые практические вопросы, которые начинают проявляться «в ответ» на введение в психологическую работу понятий Душа и Дух:
– Чем Душа отличается от Духа?
– Чем Душа отличается от психики?
– Что такое сила духа? Чем она отличается от психической, моральной силы человека?
– Проявляет ли себя Дух имманентно, в человеческом бытии? Можно ли взаимодействовать с Духом эмпирически? А с Душой?
– Человек – это «общественное животное»? Человек «по природе» скорее духовен или скорее биологичен?
– Чем судьба отличается от психологического сценария?
– Чем откровение отличается от инсайта?
– Чем молитва и/или медитация отличается от психотехнологии?
– Чем смысл отличается от цели?
– Чем душевное общение отличается от комфортного общения?
– Чем уют отличается от комфорта?
– Развивается ли Душа или она изначально совершенна?
– Нуждается ли Душа в сопровождающей психологической работе наряду, например, с социализацией, психосоматикой и другими «земными» направлениями работы с личностью и психикой?
– Каково место работы с Душой в общей структуре психологической работы? На каком этапе такую работу стоит начинать?
– Как мы, исходя из всего этого, можем различить психологию и психотерапию?
– и многие другие.
Абсолютный дух в диалектике – трансцендентное, идеальное, совершенное, абсолютное начало, лежащее в основе всего сущего. Абсолютный дух познает себя посредством разума человека.
Близкие к Абсолютному духу понятия – Бог, Творец, Создатель, Высший разум, Брахман и др. Говоря об Абсолютном духе, мы подразумеваем их тоже. Все эти понятия мы рассматриваем, как трансцендентные, то есть выходящие за границу человеческого бытия; непознаваемые посредством эмпирического опыта.
Чтобы пребывать имманентно в природе, трансцендентный дух принимает форму души. Гегель так и пишет: «Человек как природный дух есть душа».
Душа – форма Абсолютного духа, позволяющая ему пребывать в материальной реальности, в природе.
Природа – совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; всё материально существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
Близкое к душе понятие из индуистской философии – Атман. Соотношение Души, как «индивидуального духа пребывающего в имманентности» там выражено фразой: «Атман есть Брахман».
По Гегелю существует 1) Мировая душа, как идеальная субстанция всего сущего, также 2) животная душа и, наконец, 3) человеческая, разумная душа.
Абсолютный дух познает себя посредством именно человеческой разумной души.
Таким образом, Человек – субстрат разумной души, в форме которой Абсолютный дух познает себя. Субстрат – общая материальная основа процессов и явлений, основание, носитель.
При этом Человек также – общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
В этих двух определениях мы видим дуализм и противоречивость человека глазами идеалистов и материалистов. Подходя диалектически, мы принимаем оба определения, рассматривая их, как моменты целого.
Это значит, человек выстраивает отношения одновременно с 1) Абсолютным духом (с Богом) в ходе своего личного духовного пути, опыта его души и с 2) Обществом в ходе социализации.
Общество, социум – совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни.
Социализация — процесс интеграции человека как индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, привычками.
Тогда как отношения с Абсолютным духом (Богом) строятся посредством души, то отношения с обществом строятся посредством личности.
Личность – субъект социокультурной жизни, раскрывающий свою индивидуальность в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
При рассмотрении перехода человека в процессе социализации от индивида к личности важно определить еще два понятия: тело и психика.
Тело человека – материальная основа индивида с присущими ей от природы формами проявления; организм человека в его физических проявлениях.
Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.
Психика – функция мозга; системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира; посредством психики субъект строит картину внешнего мира и регулирует свою деятельность.
Развитие личности в обществе, ее отношения с обществом организуется целями.
Цель – это идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности.
Постановка и достижение целей – это условие личностного роста.
Смысл – единица наполнения души необходимым опытом в ее движении, возвращении к Абсолютному духу.
см. заметку "О применении понятия «Душа» в психологической работе»".
Словарь используемых в заметках понятий
-
- Сообщения: 253
- Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36