Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Тренируем психолого-диалектическое мышление на задачах по мотивам ситуаций из практики.
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

2. Второй момент клиентского запроса

Мы уже обсуждали в одной из заметок, что у всего есть другой момент. Напомним, момент в диалектике – это неотделимые друг от друга противоположные движения в одном движении.

У желания клиентки создать семью тоже есть другой, противоположный ему момент – ее нежелание создать семью. Эти два момента: 1) желание и 2) нежелание находятся в диалектической борьбе и одновременном единстве, переходе друг в друга и исчезновении друг в друге.

В психологической работе моменты не равнозначны, и мы как психологи стремимся определить, какой из них стал абсолютным, «главным» моментом, а какой – относительным, «подчиненным».

Если коротко описать общую идею, то абсолютный момент нежелания семьи можно представить так: «Да, семья – это хорошо, здорово и замечательно, но я все равно не хочу»; в то время, как абсолютный момент желания семьи можно представить так: «Да, семья это сложно, страшно, приходится подстраиваться под другого человека, но я все равно хочу».

То есть в одном случае даже позитивные стороны не убеждают делать это, а в другом случае даже негативные стороны не препятствуют. Совсем разные настрои, это буквально разные миры. Более подробно об этом различении мы говорили в заметке про поход.
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

2. Второй момент клиентского запроса

Мы уже обсуждали в одной из заметок, что у всего есть другой момент. Напомним, момент в диалектике – это неотделимые друг от друга противоположные движения в одном движении.

У желания клиентки создать семью тоже есть другой, противоположный ему момент – ее нежелание создать семью. Эти два момента: 1) желание и 2) нежелание находятся в диалектической борьбе и одновременном единстве, переходе друг в друга и исчезновении друг в друге.

В психологической работе моменты не равнозначны, и мы как психологи стремимся определить, какой из них стал абсолютным, «главным» моментом, а какой – относительным, «подчиненным».

Если коротко описать общую идею, то абсолютный момент нежелания семьи можно представить так: «Да, семья – это хорошо, здорово и замечательно, но я все равно не хочу»; в то время, как абсолютный момент желания семьи можно представить так: «Да, семья это сложно, страшно, приходится подстраиваться под другого человека, но я все равно хочу».

То есть в одном случае даже позитивные стороны не убеждают делать это, а в другом случае даже негативные стороны не препятствуют. Совсем разные настрои, это буквально разные миры. Более подробно об этом различении мы говорили в заметке про поход.
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

3. Абсолютный и относительный моменты в ситуации клиентки

Если желаемое в жизни клиентки длительное время не наступает и этого «не особенно видно на горизонте», значит, абсолютным моментом стало нежелание клиентки создать семью. В свою очередь, ее желание заняло относительную, подчиненную позицию.

В такой конфигурации клиентка может искренне хотеть результат, предпринимать целенаправленные попытки к его достижению, вкладываться всеми силами, но все это – «бой, проигранный еще до его начала». Любые попытки клиентки приводят только к укреплению и подтверждению ее абсолютного момента нежелания семьи. О том, как это происходит, мы говорили в заметке об обманчивом кряхтении и постоянно откладываемом желании уволиться с нелюбимой работы.

Формально, в своем наличном бытии клиентка очень хочет освободиться от маминого ига, встретить подходящего мужчину, выйти за него замуж и создать с ним счастливую семью, а вот содержательно, в сущности клиентка этого не хочет. Поскольку к сущности непосредственного доступа клиентка не имеет, то она этого не может ни понять, ни почувствовать. Может, какое-то смутное ощущение, что что-то не так, не более. Далее работать нужно именно с сущностью.
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

4. Сущность происходящего: «одинокое» основание клиентки

Итак, психологу важно заглянуть «вглубь» поверхностного, формального наличного бытия клиентки и разобраться в сущности происходящего. Для этого важно разобраться с основанием клиентки в контексте ее запроса.

Вспомним определение основания в диалектике – сущность, положенная как целостность; перешедшая из беспокойной внутренней борьбы в спокойствие и устойчивость.

В какой-то момент жизни клиентки ее внутреннее противоречие между нежеланием и желанием создать семью завершилась победой нежелания. Нам, кстати, пока что совершенно не интересно, когда именно это произошло и что там случилось.

Нежелание клиентки иметь семью обрело устойчивость – оно стало ее основанием. Для удобства назовем это основание «одиноким». Противоположное ему основание, утверждающее и желающее создания семьи, назовем «семейным». Да, сейчас «семейное» основание проиграло свою борьбу, но оно может быть создано клиенткой заново – и оно с нетерпением ждет этого реванша.

Отметим, что эти названия оснований: 1) «одинокое» и 2) «семейное» – формальные, кодовые, условные, мы в них никакого содержания пока не вкладываем. Мы их могли назвать вообще, как угодно. Мы не думаем всерьез, что там реально речь об одиночестве и о семье. Мы пока не знаем и знать не можем, что там на самом деле.

Поэтому, кстати, психологу стоит воздержаться на данном этапе от каких-либо своих объяснений происходящего. Из серии:
- «у клиентки явно не произошла сепарация от мамы, и поэтому у нее нет своей взрослой жизни»;
- «очевидно, что клиентка несет психогенетический груз одиночества по материнской линии, надо это убирать»;
- «клиентка не проработала свои ограничивающие убеждения, они ей портят всю малину»;
- и прочее.

До работы с существенным содержанием происходящего какие-либо гипотезы преждевременны и больше мешают, чем помогают.
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

5. Что такое условие?

Основанию для его осуществления и проявления на уровне бытия нужны условия. В диалектике условие – это непосредственный «материал», который составляет бытие основания; это непосредственное, многообразное наличное бытие.

Например, если у человека есть в основании нечто, что мы можем формально назвать «страх собак», то условием осуществления этого страха будет собака, которую он, например, встретит на улице. Собака – это не источник его страха. Собака – это наличное бытие, выступающее условием проявления имеющегося у него на уровне сущности страха.

Смотрим теперь на нашу клиентку. У нее в основании «одиночество». Что выступает условием, «проявителем» этого одиночества, что позволяет ему осуществиться и проявиться? Мама.
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

6. Мама – условие осуществления «одинокого» основания клиентки

Итак, мы предположили, что «одинокое» основание клиентки находит свое осуществление с помощью мамы, выступающей, как условие.

Нам важно это подчеркнуть: мама со всем прицепленным к ней вагончиком проблем, сложностей и неприятностей – это не причина, а следствие происходящего с клиенткой. Точнее, не столько следствие, сколько именно условие. Это просто мостик от сущности к бытию для осуществления внутренней «проблемы» клиентки, которую мы для удобства пока что назвали «одиночество» или «одинокое» основание.

Причем у мамы есть свое собственное основание (мы не знаем, какое), которое обосновывается основанием дочери. Так они, мама и дочь, нуждаются друг в друге и становятся двумя моментами целого; создают свою собственную целостность, болезненный симбиоз: мама становится условием осуществления «одинокого» основания дочери, а дочь становится условием для осуществления какого-то «проблемного» основания мамы.

Любое посягательство на эту целостность на уровне наличного бытия с точки зрения диалектики будет малоэффективно, либо будет встречать яростное сопротивление у обеих.

Работать необходимо на уровне сущности, создавая у клиентки новое основание, которое будет «запрашивать» у наличного бытия уже совершенно иные условия, осуществляясь в результативных свиданиях, в достойных мужчинах, в создании дистанции с мамой, в жизни своей собственной взрослой жизнью и т.п.

Новое основание клиентки уже не позволит ей выступать условием «проблемного» основания мамы. Они будто бы начнут «вращаться на разных орбитах». Их с мамой естественным образом начнет разводить и дистанцировать та же «незримая сила», которая до этого сцепляла и сталкивала их друг с другом.

Причем внешне это будет происходить достаточно естественно для клиентки, вне зависимости от того, мама внезапно преобразится и отстанет от дочери сама или же будет закатывать ей жуткие истерики. Для клиентки эта тема «вдруг» перестанет быть проблемой, мама станет «просто отдельным человеком», а сама клиентка закономерно найдет и выработает решения, стили общения, способы коммуникации и т.д., причем эти решения будут получше и поизящнее тех, что мог бы себе представить психолог.

Чтобы еще лучше понять, как это работает, обратимся также к Треугольнику Карпмана, который в этой задаче прямо просится )
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

7. Как следует использовать Треугольник Карпмана применительно к ситуации с клиенткой?

Давайте посмотрим на ситуацию через Треугольник Крапмана. Для этого представим клиентку в виде Жертвы, маму наметим Притеснителем. Кто будет претендовать на роль Спасителя? Это может быть мужчина, который придет и оградит клиентку от мамы. Также это может быть психолог, который научит, что делать. Или это может быть абстрактное «договориться с мамой», «сделать так, чтобы мама отстала» и т.д. Такой способ работы с треугольником достаточно ожидаем, но малоэффективен, так как он развернут в плоскости наличного бытия, «играет по его правилам».

Подходя диалектически, треугольник стоит разворачивать иначе: Клиентка – все еще Жертва. Мама – не Притеснитель, а Спаситель. Спаситель от чего? А кто у нас остался в наличном бытии клиентки? Мужчина, подходящий для создания семьи. Вот здесь мужчина и прилагающаяся к нему семья и являются главными Притеснителями, от которых клиентка спасается с помощью мамы.

Так мы снова возвращаемся к необходимости работать с «одиноким» основанием клиентки, а не «с вот этим всем» про маму.
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

8. К чему отнести маму – к существенному или к несущественному?

Для результативной работы психологу важно разобраться, что в запросе клиентки отнести к существенному, а что – к несущественному. Другими словами, что относится к сущности, а что – нет? После чего работать с существенным, а с несущественным – не работать.

Мы уже подошли к тому, что фигура мамы со всем, что к ней прилагается –несущественна. Мама – это просто условие для осуществления «одинокого» основания клиентки.

Предположим, психолог смог бы помочь им «расцепиться». Например, применить техники снятия созависимости, помочь выстроить границы и дистанцировать маму и т.п. Что тогда?

В таких случаях обычно происходит одно из двух.

Первый сценарий. Мама и дочь быстро восстанавливают созависимость, возвращают прежние границы, устраняют дистанцию. «Все шло хорошо, но у мамы вдруг разболелось сердце и все результаты откатились назад».

Второй сценарий. У клиентки появляется новое условие для осуществления ее «одинокого» основания, которое никуда не делось и продолжает определять наличное бытие. Не будет мамы на эту роль – не беда, появится что-то новое, например:
- обострившийся трудоголизм клиентки;
- пробудившаяся властность клиентки, отпугивающая мужчин;
- регулярно встречающиеся женатые мужчины, предлагающие клиентке стать любовницей, без перспектив создания семьи;
- любые другие неадекватные мужчины, не подходящие для семьи, которые начнут встречаться с завидным постоянством;
- какой-нибудь настырный бывший, который заполонит собой всю жизнь клиентки;
- какой-нибудь финансовый или иной кризис, который потребует на себя все ее внимание;
- и тому подобное.

Таким образом, маму можно «убрать из уравнения» и ничего особенно не изменится. Дело не в маме и никогда в ней не было.

Мама в этой задаче – это значимое для психологической работы наличное бытие, которое заряжено клиенткой, отягощено, обладает особым значением. Это значит, что через маму мы можем в нашей работе получить доступ к существенному. Но самим существенным мама не является.
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

9. Как правильно работать с мамой с учетом того, что она относится к несущественному?

Психолога категорически не должно интересовать:
- почему и зачем мама так активно участвует в жизни дочери: дело ли в ее собственном одиночестве, или в ее драматическом прошлом, или в каких-нибудь кармических связях с дочерью, или в чем угодно еще – это все не интересно;
- как именно мама мешает дочери выйти замуж: как часто она звонит, по сколько часов они говорят, как она приходит в гости, как трудно ее в чем-нибудь убедить, как трудно с такой мамой пригласить в дом мужчину – это все не интересно;
- как можно договориться с мамой: может, с ней надо поговорить, может на нее надо надавить, или попросить; а может везде заблокировать и при ее появлении на пороге вызывать полицию, чтобы ее силой увозили с территории квартиры;
- история отношений клиентки с мамой: получала клиентка любовь от мамы или нет, винит мама клиентку за что-то или нет, на что мама пошла ради клиентки в свое время и т.д.;
- и вообще все, что угодно другое, связанное с мамой.

Да, можно зарыться в работу с мамой. Работа с этим всем будет насыщенной, эмоциональной и яркой. По пути клиентка получит много важных инсайтов и осознаний. Но это будет работа не про намерение клиентки создать свою семью, а про ее отношения с мамой. Зачем? Нет ответа. По крайней мере, не на этом этапе. Конечно, последующая работа психолога и клиентки вполне сама может вырулить к детству, к маме, к отношениям мамы с папой, клиентки с папой и прочему, но там уже и разберемся, когда получим подтверждение, что это существенно для запроса. Сама вероятность того, что все это может оказаться существенным совсем не означает, что надо пытаться там что-то нащупать раньше обращения к сущности происходящего. Это будет стрельба из пушки по воробьям, попытка попасть пальцем в небо.

В том числе, кстати, совсем не интересно, что делать, если мама хватается за сердце. Что если, например, психолог скажет клиентке: «Вам нужно научиться не поддаваться такой манипуляции!», а мама действительно решит умереть? Что почувствует клиентка? Она обвинит психолога. Может не вслух, но внутренне – почти наверняка. Психологу категорически не стоит лезть в эти отношения клиентки с мамой, ни в каком виде.

Мама буквально не имеет никакого отношения к запросу клиентки. Мама – это пустая форма, условие, статист. Актер, играющий роль.

Поэтому, отвечая на вопрос «Как правильно работать с мамой с учетом того, что она относится к несущественному?», отвечаем – вообще никак не работать.

От мамы нужно отстать )

Скажем больше. Работа с мамой, как с чем-то существенным, что заслуживает внимания и будто бы действительно влияет на результат клиентки может больше мешать, чем помогать. Так психолог как бы подыгрывает кажимости клиентки, что дело действительно в маме – он своим вниманием к маме укрепляет это заблуждение. Мама становится тогда уж очень удобным образом, которым можно объяснить свои проблемы, сложить на него ответственность, замедлить работу.

Таким образом, попытка работать с мамой в этой ситуации – это «крюк на очень много километров». Да, психолог вполне может выйти на существенное через работу с мамой, но может и не выйти. Лучше сразу отсекать несущественное и ориентироваться на существенное. Поэтому даже такой очевидный вроде бы шаг, как снятие созависимости с мамой – не факт, что необходим в этой ситуации.

Исходя из всего вышесказанного, можем обобщить: на работу с мамой не стоит тратить ни минуты времени.

Вместо этого ставим задачу – убрать всех статистов, сделать их нейтральными и оставить клиентку наедине со своим «проблемным» содержанием. Мы это делали на первых этапах в декабрьском Забеге'24 – можете посмотреть, как быстро даже самые заряженные и отягощенные образы других людей становятся нейтральными и незначительными.

В любом случае, мы к этому еще вернемся в следующей части решения, где мы будем подробно разбирать логику работы с существенным содержанием.
Антон Ковалевский
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36

Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»

Сообщение Антон Ковалевский »

10. Промежуточный вывод и конец первой части

Подытожим, что мы получили в первой части решения:
- мы обсудили, как следует прояснять наличное бытие и чем оно отличается от сущности;
- отметили, что у клиентского запроса есть второй момент отрицания и обычно этот отрицательный момент – абсолютный;
- это значит, у клиентки нет противоречия и внутренней борьбы за желаемое, она эту борьбу лишь имитирует, в то время как отсутствие результатов уже стало устойчивым внутренним основанием;
- получить доступ к основанию мы можем, обратившись к сущности и работая с существенным;
- мама в данной ситуации – это точно не существенное, а значит в этой ситуации работать надо точно не с мамой;

А что тогда существенное? С чем работать? И каким образом? Еще осталось много вопросов.

Это мы обсудим в следующей части разбора задачи, который будет опубликован через какое-то время. Продолжение следует!

Я закрываю на форуме прием ваших решений и открываю прием вопросов.

Вы можете задавать в теме задачи на форуме любые вопросы и уточнять все то, что осталось непонятным в опубликованном мной варианте решения.

Для этого зайдите на форум под именем: vopros, пароль: vopros.
Оставляем вопросы прямо в теме первой задачи, здесь.

Внимание! Принимаются сообщения с вопросами и уточнениями по тексту решения. Сообщения, которые будут содержать попытки дискуссии, несогласие с моим подходом, сравнивание методов и прочее не будут допускаться модератором. Работая с психологическим задачником, мы преследуем учебные цели изучения диалектики в психологической работе. На этом и сфокусируемся. Спасибо за понимание!
Ответить