Здравствуйте, уважаемые участницы!
Здравствуйте Антон!
Задание третьего этапа
1. Напишите названия метафор, полученных на первых двух этапах:
1) название метафоры «вашими глазами»;
2) название метафоры «глазами мужчины».
Если у вас получилось несколько названий для каждой метафоры, напишите их все.
1)
Название метафор «моими глазами»:
"Долгожданный Рыцарь и Заточенная Королева за высокими стенами собственного замка"- трагедия ожидания: она мечтает, чтобы он пробил её стены, но сама их укрепляет. Чем сильнее рыцарь — тем выше башни. В итоге он остаётся у подножия, а она — в одиночестве наверху. Конфликт между желанием любви и страхом близости.
"Рыцарь Без Королевства" - ирония ситуации: он готов сражаться за ее замок, но она не готова делиться властью. Без неё он просто воин без цели.
2)
Названия метафор "глазами мужчины":
"Ошейник без поводка» или неприрученная история о любви, которой не хватило слов” - связь без настоящей близости: он носит её знак, но свободен делать что хочет. Она называет это доверием, но на деле это страх взять ответственность за чужую свободу. В итоге оба одиноки, хотя формально вместе.
"Дом, где нет Хозяина" - потому что здесь никто по-настоящему не правит: ни она (боится власти), ни пёс (он лишь гость в её доме), ни "идеальный мужчина/кот" (его здесь вообще нет). Все живут в иллюзии контроля.
"Сказка о Трёх Недолюбленных" - где она, пёс и "идеальный мужчина/кот" каждый по-своему недополучает любви, но не способен её дать. Горькая ирония: они все вместе, но при этом остаются одинокими.
2. Соотнесите и обобщите эти названия, чтобы получить новое, третье название, как бы объединяющее прежние – это и будет название вашей собственной внутренней проблемы.
Для этого поразмышляйте: что общего по смыслу у названий и сюжетов первых двух метафор? Что их объединяет? Что лежит в их основе? Какие у них повторяющиеся "темы", эмоции? Что через них "проходит красной нитью"? (Отвечать на эти вопросы на форуме не надо – эти вопросы помогают вам подобрать и сформулировать название внутренней проблемы).
Смотрим не только и не столько на сами названия первых двух метафор, сколько на то, что за ними стоит, что они олицетворяют, что вы испытываете интуитивно, объединяя их в одно.
Запишите полученное название внутренней проблемы, первое, что придет в голову. Оно может содержать в себе элементы первых двух названий либо быть совершенно иным, непохожим. Если приходит несколько названий, запишите их все, а потом объедините в одно.
Если на данном этапе у вас что-то не получается, то лучше остановите работу и напишите об этом своему куратору, он поможет вам разобраться.
«Запертое королевство без ключа» или «Трон, на котором никто не сидит»
Все эти метафоры говорят об одном — о парадоксальном одиночестве вдвоем. Когда стены, иерархии и условные знаки принадлежности (ошейник, корона) создают иллюзию связи, но убивают настоящую близость. Я одновременно и «королева», и «хозяйка», но моё королевство это ловушка, где нет места равному партнёру.
Я сама создаю барьеры, но делаю вид, что их нет.
Я испытываю потребность в контроле, который образует пустоту — нет подлинных отношений, только роли.
Ключ от дверей у меня в руках, но я боюсь его использовать: «А вдруг войдёт не тот?»
Образ идеального мужчины — мираж, а реальные мужчины не подходят к замку.
Власть есть, но делиться не с кем — все либо «внизу», либо в воображении.
Я боюсь открыть дверь, а за ней, возможно, никто и не ждёт — потому что все устали стучать.
Основная проблема не в рыцарях или псах, а в страхе перед настоящим королевством — где я не над мужчиной и не под ним, а рядом с ним.
Все эти метафоры — мои бессознательные попытки объяснить одиночество, не признавая, что ключ всегда был в моей руке.
3. Произнесите полученное название внутренней проблемы вслух и прислушайтесь к вашим ощущениям, мыслям, чувствам.
С чем в вашей жизни, с каким событием, этапом вашего жизненного пути у вас все это ассоциируется?
Подростковый этап переходный возраст (14-15 лет)
Событие, когда отца списали с полётов по состоянию здоровья и он больше не смог летать, стало для него сильным ударом. В тот момент он потерял своё любимое дело. Он пришёл домой вдрызг пьяный. Я помню, как он упал со стула и без сознания лежал на полу. Мама пыталась поднять его, но тщетно. Она злилась, пнула его ногой, поливала водой, чтобы он очнулся. Пишу это и рыдаю. В тот момент в моём представлении он был "свергнут с королевского трона и перестал править королевством".
Когда он отрезвел, первое, что могла сделать мама от пережитого шока — это ругать его за неприличное поведение. На следующий день отец снова напился, и далее понеслось. Наш дом превратился в хаос. Закрылись двери, к нам перестали приходить гости и друзья. Вместо них появились папины собутыльники — такие же несчастные и разбитые жизнью. Мне было стыдно, что у меня такой отец и такая семья.
Наш дом стал похож на заколдованное королевство, в котором никто не знал, как справиться с ситуацией. Никто не правил. Все, кто в нём жил, находились в состоянии сна, заколдованности. Мы были все вместе, но при этом все одиноки.
Ощущение одиночества у меня было и раньше, но именно это событие стало самым ярким, которое ассоциируется у меня с этой метафорой.
С какими повторяющимися сложностями или знакомым смутным ощущением? Что за внутренняя проблема начинает вырисовываться через это название? Какой проявляется сценарий, главная идея имеющейся проблемы?
Напоминаем: речь сейчас не об отношениях с мужчиной, это будет что-то другое, касающееся ваших отношений с самой собой. Это ваша личная проблема, касающаяся только вас. Никого другого здесь быть не должно, а если кто-то есть, то "выпроваживайте" их за пределы проблемы – они просто статисты, обслуживающие ваши с ней отношения.
Важно остаться лицом к лицу: только вы и ваша проблема.
В своем ответе опишите, с чем все это ассоциируется – о какой вашей собственной проблеме идет речь? Какие это у вас вызывает ощущения, мысли и чувства?
При этом важно помнить, что какой бы неприятной эта проблема ни была, она – ваш друг. Проблема уже скрывает в себе решение и она заинтересована, чтобы вы это увидели. Она – своеобразный пропуск к важным изменениям, на которые вам настала пора решиться, открыв для себя новые благополучные возможности. Это сейчас проблема выглядит проблемой. Вскоре вы поможете ей преобразить в то, чем она является на самом деле – в ваше благополучие.
Не можешь подобрать слова — как будто язык отняли. Не можешь высказать, что творится на душе. Страх, что если заговоришь — обрушится хрупкий порядок. Страх неприятия, отторжения, осуждения. Страх ненависти, презрения и стыда. Крах кумира и моей идеальности (отличница в школе, талант, победительница, лучше всех).
Скрытность. Иллюзии и идеализация. Желание приукрасить события. Безжалостность к правде. Неадекватная оценка ситуации. Обман и утаивание происходящего. Закрываешь глаза — не хочешь ничего видеть и слышать. Безжалостно отсекаешь то, что болит, не разбираясь. Черствость и окаменение сердца.
"Меня не любят. Я никому не нужна. И мне никто не нужен".
Лучше быть одной в идеальном воображаемом мире, чем рискнуть и снова увидеть, как рушатся кумиры.
Ощущения при проговаривании проблемы сейчас:
Всё сжимается в груди. Я до сих пор это помню. Смешанные чувства — осуждение и оправдание поведения отца и матери. Стыд за своё поведение — за холодность и равнодушие к отцу тогда и позже, когда повзрослела. Жалость — к отцу, к матери, к себе, к сестрёнке. Чувство неполноценности семьи и жизни. Обида. Пустота — ощущение, что за этими чувствами никого нет.
Я потеряла веру. Разочаровалась. Не доверяю миру. Закрылась. Боюсь собственной власти. Играю роль идеальной девочки. Запрещаю себе слабость. Наказываю себя за негативные чувства и гнев. Держу всех на расстоянии.
Где-то во мне есть знание, что можно жить иначе. Но похоже, я боюсь его откопать.
Я не доверяю миру настолько, чтобы быть естественной и живой.
4. Посмотрите через призму этой внутренней проблемы на ваши отношения с мужчиной. Узнайте в них эту проблему. Рассмотрите за случайными совпадениями закономерность неблагополучия ваших отношений. Увидьте, что проблема как бы управляет вашими отношениями и делает неудачи в них "неизбежными", необходимыми. Это понимание поможет выйти на работу с причинами происходящего.
Напишите, удалось ли это сделать, а также как это влияет на ваше восприятие отношений с мужчиной. Это что-нибудь меняет для вас?
Да, мне удалось рассмотреть отношения с мужчинами через призму моей проблемы: гиперответственность, идеализация и запрет на слабость. Если эти границы нарушаются, я испытываю стыд, обиду, страх потери себя и разочарование — ощущение, что встретила такого же, как отец.
Особенно яркий пример: эта проблема управляла моими отношениями с любимым мужчиной из юности. У нас даже повторилась ситуация, аналогичная истории отца с матерью —
назовём её "Крах кумира".
В 1994 году мы приехали с ним в Москву: молодые, красивые, амбициозные, свободные, счастливые. После тотального безденежья и развала СССР перед нами открылись многочисленные горизонты соблазнов.
Он проявил слабость — не смог научиться контролировать себя в отношении алкоголя. А я поддерживала его, практикуя в наших отношениях политику "сказочности", идеализации и вседозволенности.
И вот однажды он, как и мой отец, пришёл вдрызг пьяный — не из-за потери работы (с этим у него всё было отлично), а от неумения вовремя остановиться.
На моих глазах он рухнул на пол, не успев зайти в дверь. В тот момент я сразу вспомнила отца. Мне стало страшно и противно, разум затуманился. Я не знала, как выразить свою боль (о том, что мой отец пил, я тоже скрывала). От безысходности и злости я инстинктивно поступила с ним так же, как мама с отцом — пнула.
Но утром я решила ситуацию не руганью и упреками, а радикально - обрубила всё на корню, вырвала, как злостный сорняк.
Этот день стал последним в наших отношениях. Несмотря на любовь и страсть, которые я к нему испытывала, утром дверь перед ним была уже плотно закрыта. А после ни грамма жалости. Только холодность, окаменелость. Никакие слова любви не могли изменить моего решения.
Этот сценарий повторяется во всех моих отношениях с мужчинами с разной долей ключевых факторов и вариациями, но суть остается прежней.
5. Опишите также, как вы думаете, эта проблема отражается еще в каких-то областях жизни?
Влияет еще на что-то, помимо ваших отношений с мужчинами – на отношения со здоровьем, работой, деньгами, другими людьми и т.д.?
Да, моя гиперответственность, идеализация и запрет на слабость. Если эти границы нарушаются, я испытываю стыд, обиду, страх потери себя и разочарование.
Отношения со здоровьем:
Игнорирую слабость – терплю боль и недомогание, пока не станет критично.
Идеализирую свой образ: "Я же должна быть сильной!" – затягиваю с обследованиями.
Гиперконтроль тела: сижу на жестких диетах или совершаю спортивные восхождения на горные вершины как испытание и наказание за слабость.
Отказываюсь от помощи – не принимаю лекарства и советы, потому что "сама справлюсь".
Если вдруг попадаю в больницу, на следующий день у меня уже ничего не болит – готова уходить.
Циклы напряжения: периоды тотального контроля за здоровьем сменяются срывами (как трезвость-запой).
Отношения с работой:
Перфекционизм – всё должно быть идеально.
Самоэксплуатация – работаю до изнеможения: "Я сильная, я смогу!"
Идеализация проектов – разочаровываюсь и бросаю, если результат не соответствует ожиданиям. Как с мужчинами: "Не рыцарь?! До свидания!"
Страх делегирования и полярные реакции в управлении командой. Жесткий контроль или наоборот послабление власти, мягкость, вседозволенность и безнаказанность для участников команды.
Деньги как доказательство – зарабатываю не для себя, а чтобы почувствовать, что у меня не так плохо, как было в моей семье.
Подсознательно боюсь успеха, боюсь, что он может разрушить "сказку", как разрушилась карьера отца.
Отношения с деньгами:
Периодичность "зажора"/аскезы – то транжирю много, то начинаю экономить, отказывая себе во всём.
Деньги для меня – безопасность. Коплю на что-то, но в итоге не трачу или трачу всё на что-то другое.
Возможно, стыд за высокие доходы – скрываю от других, сколько зарабатываю. Есть страх: если расскажу, могу потерять этот заработок.
Иллюзия помощи: даю деньги "нуждающимся" мужчинам. Или вижу у человека проблему, решаю помочь – даю деньги, а он тратит их на другое.
Страх инвестиций – боюсь, что потеряю.
Запрет на материальные ценности и роскошь – ощущение, что недостойна дорогих вещей, как наказание за идеальность.
Отношения с другими людьми:
Роли вместо близости: с подругами и друзьями – сильная и понимающая, с коллегами – безупречная, мудрая и поддерживающая. Нет места искренности.
Проверки на прочность: подсознательно тестирую людей – "Выдержат ли меня настоящую?"
Избегание конфликтов: молчу, если что-то не нравится, а потом резко рву связи (как с мужчинами).
Одиночество в толпе: даже среди людей чувствую себя как в "запертом королевстве".
Идеализация авторитетов: разочаровываюсь в партнерах, владельцах бизнеса, руководителях, учителях, наставниках, если они ошибаются.
Гиперответственность: беру на себя чужую работу и проблемы.
Отношение к возрасту:
Паника при мысли о старении – "Старость – это слабость, как у отца".
Духовность:
Ищу идеальное учение или систему – аналог поиска "идеального мужчины".
Обесцениваю практики, если они не дают мгновенного "просветления".
Инсайт:
Проблема моего "Запертого королевства" — это не только про мужчин. Это системный сценарий, где контроль заменяет доверие, идеализация убивает реальность, а стыд не дает быть живой.
5. Вообразите метафору ваших отношений с вашей внутренней проблемой.
Опишите, как выглядите в этой метафоре вы, как выглядит проблема. Опишите также «место действия», если оно проявится в метафоре.
В отличие от предыдущих метафор, здесь будет всего два действующих лица: вы и ваша проблема, этого достаточно. Все другие образы, даже если появятся, либо включайте в образ проблемы, либо выпроваживайте.
Метафора моих отношений с моей внутренней проблемой:
Я как одержимый маньяк-канатоходец, идущий по лезвию ножа. Мне больно, мои ноги истекают кровью, но я терплю и упорно продолжаю идти по этому острию, как по тросу. Мои глаза закрыты, я иду и жмурюсь от боли, из-за этого не могу посмотреть вниз и оценить высоту падения. Думаю, что подо мной пропасть, но всё равно продолжаю движение.
Я несу в руках балансир, который помогает мне не рухнуть, но никак не могу определиться, в какую сторону сделать шаг, чтобы наконец сойти с этого бессмысленного пути.
6. Теперь рассмотрим метафору более детально. Опишите:
- На что похожи ваши взаимоотношения и взаимодействия с проблемой в метафоре, как это выглядит?
Я - канатоходец. Моя проблема - это лезвие-трос, по которому я иду. Балансир в моих руках, помогающий контролировать ситуацию - скорее всего, это мои гиперответственность, идеализация и запрет на слабость.
Мои закрытые глаза - это моя реакция: нежелание видеть реальность и страх, что если посмотрю вниз - рухну, как отец.
Кровь на ногах - это самонаказание, жертвенность, аскеза. Мне больно, но я терплю, как мать терпела.
Моё движение кажется бесконечным. Я иду по острию, думая, что это единственный путь, вокруг - пустота. Похоже, моя проблема стала моим путём в жизни.
- Чего вы там хотите? Какими способами пытаетесь это получить и каков результат?
Моя цель дойти до конца троса, до того мифического момента, когда я и всё в моей жизни станет совершенным, идеальным, как я себе это нарисовала.
Мои способы достичь этого: Упорно идти, не сворачивая, терпеть боль, не сдаваться, быть сильной, дойти до конца несмотря ни на что, не смотреть вниз, чтобы не допустить слабости и не рухнуть, держать баланс, анализировать и контролировать ситуацию, но в результате трос не заканчивается. Я иду по лезвию, а конца всё нет и нет.
- Чего от вас хочет проблема? Ей удается это получить?
Её цель - чтобы я продолжала идти, не останавливалась, становилась с каждым разом сильнее и выносливее. И ей это удаётся, потому что я верю: падение - это смерть личности, крах кумира, авторитета (как на картине Врубеля "Поверженный Демон"). Я боюсь этого. Мой страх "потерять лицо" сильнее, чем желание сойти с этого пути.
Сейчас я вспомнила: ощущение канатоходца приходило и раньше, но я не понимала, зачем этот образ появляется в моём сознании. Он приходил в сложные жизненные ситуации, и я его боялась. Сейчас я смотрю на него по-другому и понимаю: моё подсознание давно пытается со мной заговорить, но я игнорирую его попытки.
Если раньше на ногах была обувь, и путь казался просто экстремальным, то сейчас это уже кровавый и даже опасный путь.
- Что там глобально не так, не в порядке? В чем суть проблемы?
Глобальная дисгармония, скорее всего, в том, что я должна страдать и испытывать боль, чтобы чего-то достичь. Я думаю, что терпеть боль - это упорство, а истощение и усталость - преданность делу.
- Каков сюжет метафоры и к чему все идет, если оставить все, как есть.
Сейчас сюжет таков: я иду по лезвию, героически страдаю, теряя силы, но не приближаясь к цели.
Если ничего не менять:
В первом случае я в итоге упаду в пропасть от изнеможения и разобьюсь, как отец - "Поверженный Демон". Или не умру, а увижу, что пропасть была иллюзией, но уже не смогу двигаться дальше, потому что не останется сил.
Во втором - так и буду идти вечно, пока проблема питается моей болью.
- Как бы вы назвали эту метафору?
“Крах кумира или Поверженный Демон” - “Бесконечный путь по лезвию ножа”
- Почему эта внутренняя проблема все еще не решена?
Я не рискую рухнуть и разбиться - это моё оправдание тому, почему я не совершаю реальные действия в жизни (например, не запускаю личный бренд или не открываю школу дизайна). Поддерживаю иллюзию контроля, потому что мне страшно сойти - ведь тогда придётся довериться чему-то или кому-то.
- Что должно произойти, чтобы проблема разрешилась?
- Что-нибудь еще, что захочется описать.
Остановиться. Открыть глаза и оценить расстояние. Может быть, то, что я ощущаю как пропасть — вовсе не пропасть, а всего лишь мелкая лужа или обычная земля.
Я соскользну вниз, но не разобьюсь — а встану на ноги и пойду. Или упаду, но не разобьюсь, а просто испачкаюсь в грязи или намочу одежду.
Допустить, что даже если всё провалится — это не смерть, а опыт.
Залечить раны и уронить балансир — он больше не нужен. Дальше идти без него.
Не идти больше по лезвию. Сознательно выбрать другой путь — лёгкий и радостный. Например, по протоптанной цветущей тропе. Даже если она кажется негероической. Идти — не истекая кровью.
Инсайты:
Балансир в моих руках — это моя гордыня. Страх сказать: "Я устала, мне нужна помощь".
«Маньяк-канатоходец» — это не я. Это моя тень, которая боится жизни без боли.
Но я — больше, чем эта тень.
7. Вы узнаете в этом себя и свою жизнь? Сделайте выводы и опишите их. Примите решение разобраться с этой внутренней проблемой.
да я узнаю, еще как
8. Запомните эту метафору. Назовем ее «Метафора внутренней проблемы». Можете от нее пока отсоединиться. Мы продолжим с ней работу на следующем этапе. Подтвердите, что все получилось. Опишите ваши впечатления, мысли, чувства и состояния.
Снова шок. Я будто всегда знала это, но делала вид, что не замечаю. Каждый раз, когда я закрывала глаза от боли, я думала, что это «стойкость». Но теперь вижу: это было бегство от выбора. Страшно осознать, сколько сил потрачено на путь в никуда. Но есть и облегчение, ведь если я смогла это увидеть, значит, могу и сойти с этого пути. Только пока не понимаю как.
9. Заключительным пунктом напишите список ваших инсайтов и наблюдений, возникших по ходу выполнения задания. Все то, что привлекло ваше внимание, нашло отклик и показалось важным. Пишите все, что будет приходить в голову. В своем комментарии куратор поможет вам правильно оформить этот список для дальнейшего внесения в «Дневник инсайтов».
Для дневника инсайтов из метафоры
1. Я иду по лезвию, потому что верю, что страдание, это преданность делу.
детская установка: «Терпи боль, потом станет лучше».
2. Мой балансир, это иллюзия контроля. Гиперответственность, идеализация и запрет на слабость мне не помощники, они мешают мне сойти с опасного пути.
3. Закрытые глаза это мой страх увидеть правду. Я боюсь смотреть вниз, потому что подсознательно знаю, что там пропасть и это мои же проекции. На самом деле, падение не смертельно.
4. Кровь на ногах, это результат перфекционизма, я считаю, что должна «истекать кровью», чтобы заслужить успех (как отец «заслуживал» прощение через страдание).
5. Проблема кормится моей болью пока я играю в «героического канатоходца», мне не нужно сталкиваться с реальными рисками в жизни (например, запустить бренд и принять его неидеальность).
6. Сойти с лезвия, это значит признать свою тень, а это страшнее, чем терпеть боль, нужно признать, что я могу ошибаться, нуждаться в помощи и быть «слабой».
7. «Крах кумира» повторяется в моих отношениях и проектах, потому я сама «свергаю» свои начинания, когда они не соответствуют идеалу.
8. Мой путь не движение, а застывшая пытка. Я не приближаюсь к цели, а лишь имитирую прогресс, чтобы не столкнуться с выбором.
9. Балансир в моих руках это моя гордыня - «Только я знаю, как правильно». Но это отрицает возможность сотрудничества.
10. Для меня страх падения равносилен страху потери личности, лица и жизни.
11. Проблема не решена, потому что я не верю в альтернативу. Детский опыт убедил меня в том, что «безопасность равна боли». Нужно переучить нервную систему.
12. Разрешение проблемы в свободном падении, чтобы выйти из этого цикла, надо добровольно сойти с лезвия, например, запустить бренд, приняв, что первые коллекции будут сырыми.
13. Я до сих пор верю, что должна страдать, чтобы меня любили. Но я уже давно выросла и смогу растопить этот лёд.
Если у вас возникли вопросы, также задайте их здесь, в конце вашего ответа.
Этого достаточно!
Третий этап объявляется открытым! Ура!
Антон, благодарю вас за эту невероятно глубокие вопросы. Это было настоящим путешествием к себе.
Болезненным эмоционально сложным, но очень интересным.
Вы мастер, который превращает терапию в искусство.
С уважением Участница_5