Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
-
- Сообщения: 255
- Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36
Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
К психологу пришла клиентка (34 года) с проблемой отношений с ее мамой.
Дано:
1) Клиентка хочет создать семью с подходящим мужчиной. Для этого мужчину предстоит встретить, познакомиться с ним, начать ходить на свидания, развивать отношения, дождаться предложения руки и сердца, принять это предложение и выйти замуж, после чего нарожать от него румяных здоровых детишек и жить долгой счастливой жизнью. Нормальное женское желание.
2) К сожалению, у нее это никак не получается сделать. Почему? Всему виной мама клиентки, которая принимает чрезмерно активное участие в ее жизни:
- мама звонит клиентке каждый день и по несколько часов рассказывает ей о своих многочисленных проблемах и переживаниях;
- мама подключает клиентку к любым своим делам – отвезти, привезти, разобраться с пенсионным фондом, отправить чайник в ремонт, составить гневное сообщение в домовой чат, выбрать себе новую обувь и т.д.;
- мама приходит в гости к клиентке без приглашения, когда захочет, а если клиентки не оказывается дома, открывает дверь своим ключом и ждет ее у нее дома;
3) При этом мама, конечно, всей душой болеет за дочь – она больше всех хочет, чтобы та наконец-то вышла замуж. Мама очень заботится о клиентке – напоминает ей, как плохо быть одинокой, что ей давно уже пора замуж, что она теряет время и т.д. Стоит клиентке сказать маме, что она встретила мужчину и собирается на свидание, мама усиливает свой напор, дает клиентке советы, указывает, как одеваться, как правильно себя вести, что ей стоит и не стоит делать с мужчиной. После свидания мама ждет от клиентки подробного развернутого отчета и доклада о ее дальнейших планах.
4) В этих условиях любые отношения с новым мужчиной становятся невозможны. У клиентки все внимание, энергия и свободное время уходят на работу и маму. Для мужчины места в жизни клиентки не остается.
5) При попытках клиентки «отжать границы»: не брать трубку и не отвечать на сообщения, проявлять безразличие к маминым проблемам, запретить маме приходить в гости без приглашения, отвергать мамины указания и пр., мама реагирует вариативно. В диапазоне: от более легкого ворчания «тебе уже и сказать ничего нельзя» и демонстративных обид до тяжелого хватания за сердце, «умирания», вызывания скорой и уезжания в больницу – так, что клиентке приходится все бросать и ехать к маме. «У мамы ведь больше никого нет». Клиентка в неразрешимом (как она сама считает) противоречии, не знает, что делать.
Найти:
- Что происходит на самом деле, какова сущность происходящего?
- Что здесь существенно, а что – несущественно?
- Какова общая логика работы, с чего начать, в какую сторону двигаться?
Решение:
Чтобы опубликовать ваш вариант решения, войдите на форум и опубликуйте здесь свой ответ. Для этого ознакомьтесь с инструкциями и правилами раздела, которые опубликованы здесь.
Рекомендация: перед отправкой сообщения сохраните его куда-нибудь, на случай технического сбоя в браузере, интернете, на форуме и т.п.
Дано:
1) Клиентка хочет создать семью с подходящим мужчиной. Для этого мужчину предстоит встретить, познакомиться с ним, начать ходить на свидания, развивать отношения, дождаться предложения руки и сердца, принять это предложение и выйти замуж, после чего нарожать от него румяных здоровых детишек и жить долгой счастливой жизнью. Нормальное женское желание.
2) К сожалению, у нее это никак не получается сделать. Почему? Всему виной мама клиентки, которая принимает чрезмерно активное участие в ее жизни:
- мама звонит клиентке каждый день и по несколько часов рассказывает ей о своих многочисленных проблемах и переживаниях;
- мама подключает клиентку к любым своим делам – отвезти, привезти, разобраться с пенсионным фондом, отправить чайник в ремонт, составить гневное сообщение в домовой чат, выбрать себе новую обувь и т.д.;
- мама приходит в гости к клиентке без приглашения, когда захочет, а если клиентки не оказывается дома, открывает дверь своим ключом и ждет ее у нее дома;
3) При этом мама, конечно, всей душой болеет за дочь – она больше всех хочет, чтобы та наконец-то вышла замуж. Мама очень заботится о клиентке – напоминает ей, как плохо быть одинокой, что ей давно уже пора замуж, что она теряет время и т.д. Стоит клиентке сказать маме, что она встретила мужчину и собирается на свидание, мама усиливает свой напор, дает клиентке советы, указывает, как одеваться, как правильно себя вести, что ей стоит и не стоит делать с мужчиной. После свидания мама ждет от клиентки подробного развернутого отчета и доклада о ее дальнейших планах.
4) В этих условиях любые отношения с новым мужчиной становятся невозможны. У клиентки все внимание, энергия и свободное время уходят на работу и маму. Для мужчины места в жизни клиентки не остается.
5) При попытках клиентки «отжать границы»: не брать трубку и не отвечать на сообщения, проявлять безразличие к маминым проблемам, запретить маме приходить в гости без приглашения, отвергать мамины указания и пр., мама реагирует вариативно. В диапазоне: от более легкого ворчания «тебе уже и сказать ничего нельзя» и демонстративных обид до тяжелого хватания за сердце, «умирания», вызывания скорой и уезжания в больницу – так, что клиентке приходится все бросать и ехать к маме. «У мамы ведь больше никого нет». Клиентка в неразрешимом (как она сама считает) противоречии, не знает, что делать.
Найти:
- Что происходит на самом деле, какова сущность происходящего?
- Что здесь существенно, а что – несущественно?
- Какова общая логика работы, с чего начать, в какую сторону двигаться?
Решение:
Чтобы опубликовать ваш вариант решения, войдите на форум и опубликуйте здесь свой ответ. Для этого ознакомьтесь с инструкциями и правилами раздела, которые опубликованы здесь.
Рекомендация: перед отправкой сообщения сохраните его куда-нибудь, на случай технического сбоя в браузере, интернете, на форуме и т.п.
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 30 янв 2025, 08:39
Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
Найти:
- Что происходит на самом деле, какова сущность происходящего?
Созависимость
. Клиентка адаптивный ребенок, который привык жить так, как ей говорит кто-то более значимый. Мама - контролирующий родитель. Знает подход к дочери - как получать желаемое через манипуляции. По факту - цель обе достигают: клиентка - нет отношений и есть только мама + эмоции которые она в связи с этим испытывает; мама - ей отношения не нужны никакие кроме дочери, она её доит как корову. + Они бегают по треугольнику.
У клиентки сильно развито чувство беспомощности, стыд и вина,хочется быть нужной и "хорошей девочкой"
- Что здесь существенно, а что – несущественно?
Существенно - что каждая из них видит другую только так, как уже давно заведено, привычно. Обе одинокие. По сути они есть друг у друга, зачем нужны мужчина и дети? Их место заняла мать и работа
Несущественно - не знаю что здесь может это быть
- Какова общая логика работы, с чего начать, в какую сторону двигаться?
Работа сепарацией и развитие "я могу", внутренней опоры. Работать с тем, что родителям можно говорить нет, злиться на них, высказывать своё мнение. Позволить маме умирать и быть в больнице. Убрать ответственность за чувства и выбор другого человека. Принять выбор матери и свой.
Здесь очень сильно развит стыд и чувство вины, помимо "я не могу". Работать по этим направлениям. Формировать новый образ себя и мамы. Мама - это просто мама. Она взрослая и справится сама. Я - это я и я справляюсь сама.
Учиться говорить "нет" постепенно. Скорее всего такое же отношение у нее на работе. Работать со страхом быть плохой, а значит нелюбимой. Вести к настоящности.
Я бы ещё посмотрела - каких мужчин она выбирает и почему. Восприятие мужчин какое у клиентки? Что было с папой клиентки и его отношения с мамой? Как мама воспринимает мужчин, детей? Отлепить видение мамы мужчин и отношений от видения клиентки. Создать своё
"Хочу обратную связь"
- Что происходит на самом деле, какова сущность происходящего?
Созависимость
У клиентки сильно развито чувство беспомощности, стыд и вина,хочется быть нужной и "хорошей девочкой"
- Что здесь существенно, а что – несущественно?
Существенно - что каждая из них видит другую только так, как уже давно заведено, привычно. Обе одинокие. По сути они есть друг у друга, зачем нужны мужчина и дети? Их место заняла мать и работа
Несущественно - не знаю что здесь может это быть
- Какова общая логика работы, с чего начать, в какую сторону двигаться?
Работа сепарацией и развитие "я могу", внутренней опоры. Работать с тем, что родителям можно говорить нет, злиться на них, высказывать своё мнение. Позволить маме умирать и быть в больнице. Убрать ответственность за чувства и выбор другого человека. Принять выбор матери и свой.
Здесь очень сильно развит стыд и чувство вины, помимо "я не могу". Работать по этим направлениям. Формировать новый образ себя и мамы. Мама - это просто мама. Она взрослая и справится сама. Я - это я и я справляюсь сама.
Учиться говорить "нет" постепенно. Скорее всего такое же отношение у нее на работе. Работать со страхом быть плохой, а значит нелюбимой. Вести к настоящности.
Я бы ещё посмотрела - каких мужчин она выбирает и почему. Восприятие мужчин какое у клиентки? Что было с папой клиентки и его отношения с мамой? Как мама воспринимает мужчин, детей? Отлепить видение мамы мужчин и отношений от видения клиентки. Создать своё
"Хочу обратную связь"
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 30 янв 2025, 08:39
Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
Скорее всего мама растила дочь одна, возможно много работала, чтобы поднять дочь. Сама пожертвовала своей личной жизнью ради того, чтобы вырастить дочь. Возможно у нее у самой не заладилось с мужем, а нового она не нашла, т.к. кинула все силы на «поднятие» дочки. И теперь если «отпустит» ее, то потеряет смысл жизни. Поэтому и контролирует и манипулирует.
И дочке самой выгодно не искать себе мужа, ведь тогда придется «взрослеть» в плане того, что самой становится мамой и женой, а она видела, как это все тяжело давалось маме, и как та страдала, уставала.
Поэтому ей проще оставаться в той роли, в которой она сейчас, потому что по другому страшно и опасно, «а мама лучше знает!»
Существенное - это то что клиентке самой выгодно не иметь мужа, по причине того, что она видела как сложно жилось ее маме. Мужчина может быть просто напросто опасен, т.к. с него начнутся те страдания , с которыми столкнулась мама клиентки.
Не существенное- это мамины препятствования личной жизни дочери. Контроль и манипуляции со стороны мамы, с целью бессознательного желания «вернуть вложения» .
С чего бы я начала - с растождествления со сценарием, который сформировался у клиентки, в связи с наблюдением за тем, как справлялась ее мама.
Хочу обратную связь)))
И дочке самой выгодно не искать себе мужа, ведь тогда придется «взрослеть» в плане того, что самой становится мамой и женой, а она видела, как это все тяжело давалось маме, и как та страдала, уставала.
Поэтому ей проще оставаться в той роли, в которой она сейчас, потому что по другому страшно и опасно, «а мама лучше знает!»
Существенное - это то что клиентке самой выгодно не иметь мужа, по причине того, что она видела как сложно жилось ее маме. Мужчина может быть просто напросто опасен, т.к. с него начнутся те страдания , с которыми столкнулась мама клиентки.
Не существенное- это мамины препятствования личной жизни дочери. Контроль и манипуляции со стороны мамы, с целью бессознательного желания «вернуть вложения» .
С чего бы я начала - с растождествления со сценарием, который сформировался у клиентки, в связи с наблюдением за тем, как справлялась ее мама.
Хочу обратную связь)))
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 30 янв 2025, 08:39
Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
На самом деле мать просто не хочет отпустить и не отпускает дочь от себя, в которой видит для себя и ровесницу и подругу и свою маму, требуя внимания и заботы.
Что важно:
1. - длительные телефонные звонки, когда мама пытается сбросить груз своей ответственности за свои проблемы на дочь, которые очень сильно отвлекают. Поговорить с мамой, уверить в то, что она действительно любима со стороны дочери и попросить ее более серьезно относиться к своей жизни, поговорить, что на самом деле является для нее важным и как на это можно посмотреть с позиции взрослого, определить какие ее действия в этом случае будут для нее подходящими.
2. – второй важный момент – нарушение личных границ дочери. Объяснить ей важный момент, что каждый человек имеет свои границы, а тем более взрослый, что ее дочь уже выросла и не требует такой тщательной опеки и контроля с ее стороны.
3. – манипуляции вниманием своей дочери, как-то «ты не хочешь с со мной разговаривать», до открытого «мне очень плохо, наверное надо вызывать скорую». Предложить ей подумать над тем, что ее саму волнует в жизни, чего на самом деле она хочет в жизни и что ее может заинтересовать.
Что второстепенно:
1. Какую-то ответственность и помощь в организации покупок и более важных дел оставить за собой.
2. Перестать рассказывать подробно о своей личной жизни, не давая таким образом повода для излишних нравоучений и контроля со стороны матери.
Как итог: первоначально разобравшись в своих отношениях с матерью, попытаться суметь договориться с ней. Получив при этом некую свободу, уже можно будет приступить к организации личного времени и личной жизни.
Что важно:
1. - длительные телефонные звонки, когда мама пытается сбросить груз своей ответственности за свои проблемы на дочь, которые очень сильно отвлекают. Поговорить с мамой, уверить в то, что она действительно любима со стороны дочери и попросить ее более серьезно относиться к своей жизни, поговорить, что на самом деле является для нее важным и как на это можно посмотреть с позиции взрослого, определить какие ее действия в этом случае будут для нее подходящими.
2. – второй важный момент – нарушение личных границ дочери. Объяснить ей важный момент, что каждый человек имеет свои границы, а тем более взрослый, что ее дочь уже выросла и не требует такой тщательной опеки и контроля с ее стороны.
3. – манипуляции вниманием своей дочери, как-то «ты не хочешь с со мной разговаривать», до открытого «мне очень плохо, наверное надо вызывать скорую». Предложить ей подумать над тем, что ее саму волнует в жизни, чего на самом деле она хочет в жизни и что ее может заинтересовать.
Что второстепенно:
1. Какую-то ответственность и помощь в организации покупок и более важных дел оставить за собой.
2. Перестать рассказывать подробно о своей личной жизни, не давая таким образом повода для излишних нравоучений и контроля со стороны матери.
Как итог: первоначально разобравшись в своих отношениях с матерью, попытаться суметь договориться с ней. Получив при этом некую свободу, уже можно будет приступить к организации личного времени и личной жизни.
-
- Сообщения: 255
- Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36
Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
Три сообщения есть!
Мой вариант решения и запрошенная обратная связь будут опубликованы в течение нескольких дней.
До этого времени решения и ответы от всех желающих все еще принимаются.
Внимание! На текущий момент все ответы были одобрены модератором, если вы отправляли что-то, но ваш ответ не отобразился, продублируйте его.
С уважением,
Антон Ковалевский
Мой вариант решения и запрошенная обратная связь будут опубликованы в течение нескольких дней.
До этого времени решения и ответы от всех желающих все еще принимаются.
Внимание! На текущий момент все ответы были одобрены модератором, если вы отправляли что-то, но ваш ответ не отобразился, продублируйте его.
С уважением,
Антон Ковалевский
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 30 янв 2025, 08:39
Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
- Что происходит на самом деле, какова сущность происходящего?
Сущность в противоречии между желаемой целью клиентки и ее взаимоотношениями с матерью.
- Что здесь существенно, а что – несущественно?
Существенно, что взаимоотношения с матерью важнее, чем цель. Как будто бы: мать и взаимоотношения с ней - абсолютный момент, цель - относительный. Не существенно, по моим ощущениям, - попытки клиентки решить задачу без смены приоритетов.
- Какова общая логика работы, с чего начать, в какую сторону двигаться?
Можно попробовать оттолкнуться от желаемого результата и определить, как следует клиентке выстроить ее образ жизни, чтобы этот результат достичь. Далее предположить, какая роль в этом новом образе жизни клиентки останется у ее мамы (вероятно очень незначительная; тогда абсолютный и относительный моменты могут поменяться местами).
Я не психолог, просто интересно, насколько мои рассуждения вписываются в тему диалектики,
«Хочу получить обратную связь»
Сущность в противоречии между желаемой целью клиентки и ее взаимоотношениями с матерью.
- Что здесь существенно, а что – несущественно?
Существенно, что взаимоотношения с матерью важнее, чем цель. Как будто бы: мать и взаимоотношения с ней - абсолютный момент, цель - относительный. Не существенно, по моим ощущениям, - попытки клиентки решить задачу без смены приоритетов.
- Какова общая логика работы, с чего начать, в какую сторону двигаться?
Можно попробовать оттолкнуться от желаемого результата и определить, как следует клиентке выстроить ее образ жизни, чтобы этот результат достичь. Далее предположить, какая роль в этом новом образе жизни клиентки останется у ее мамы (вероятно очень незначительная; тогда абсолютный и относительный моменты могут поменяться местами).
Я не психолог, просто интересно, насколько мои рассуждения вписываются в тему диалектики,
«Хочу получить обратную связь»
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 30 янв 2025, 08:39
Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
1. Что происходит на самом деле.
Происходит перекладывание ответственности за свою жизнь на других людей, особенно на маму. Не зрелая позиция в отношениях с мамой: взрослая женщина в состоянии обиженного, непонятого ребёнка. Кто-то или что-то во вне мешает счастливо встраивать жизнь. Состоянии жертвы. Завышенные ожидания от потенциального мужчины: он должен прийти и спасти ее, сделать счастливой.
2. Что здесь существенно, а что нет?
Не так существенно, что с мамой не выстроены взаимоуважительные отношения, как существенно желание найти крайнего. Существенно, что женщина живет в программах и сценариях не осознанных ею. Не готова признать себя единственно ответственной за происходящее. Инфантильное отношение к семейной жизни. Жизнь в иллюзиях, страхах.
3. Логика работы.
Постепенный возврат женщины из прошлого и воображений о будущем, в настоящий момент, адекватизация. Взятие ответственности за себя. Выстраивание гармоничных отношений с самой собой, независимо от того, появится мужчина или нет, изменится мама или нет.
!!! «Хочу получить обратную связь»
Происходит перекладывание ответственности за свою жизнь на других людей, особенно на маму. Не зрелая позиция в отношениях с мамой: взрослая женщина в состоянии обиженного, непонятого ребёнка. Кто-то или что-то во вне мешает счастливо встраивать жизнь. Состоянии жертвы. Завышенные ожидания от потенциального мужчины: он должен прийти и спасти ее, сделать счастливой.
2. Что здесь существенно, а что нет?
Не так существенно, что с мамой не выстроены взаимоуважительные отношения, как существенно желание найти крайнего. Существенно, что женщина живет в программах и сценариях не осознанных ею. Не готова признать себя единственно ответственной за происходящее. Инфантильное отношение к семейной жизни. Жизнь в иллюзиях, страхах.
3. Логика работы.
Постепенный возврат женщины из прошлого и воображений о будущем, в настоящий момент, адекватизация. Взятие ответственности за себя. Выстраивание гармоничных отношений с самой собой, независимо от того, появится мужчина или нет, изменится мама или нет.
!!! «Хочу получить обратную связь»
-
- Сообщения: 255
- Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36
Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
Внимание! Прием вариантов решений завершен. Открыт прием вопросов по опубликованной мной ниже первой части решения.
Для этого зайдите на форум под именем: vopros, пароль: vopros и задайте интересующий вас вопрос или уточнение прямо в этой теме.
Запрошенная обратная связь по вашим вариантам решений будет опубликована в течение нескольких дней.
Для этого зайдите на форум под именем: vopros, пароль: vopros и задайте интересующий вас вопрос или уточнение прямо в этой теме.
Запрошенная обратная связь по вашим вариантам решений будет опубликована в течение нескольких дней.
-
- Сообщения: 255
- Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36
Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
Предисловие к решению задачи
Предупреждение. Задачи в психологическом задачнике нацелены на тренировку психолого-диалектического мышления. Публикуемый мной вариант решения задачи не претендует на единственно правильный и не противопоставляет себя другим вариантам. Он преследует учебные цели и выступает наглядной демонстрацией моего хода мысли, как психолога, работающего в русле диалектики.
Публикуя свой вариант решения, я не приглашаю кого-либо к дискуссии об эффективности моего подхода. Я приглашаю тех, кому интересна диалектика, использовать данный материал для знакомства с возможностями ее применения в психологической работе и прояснения всех непонятных мест с помощью вопросов на форуме. Конец предупреждения.
Решение задачи №1 «Мама не дает выйти замуж». Первая часть
Емкость задачи про клиентку и маму делает ее кладезем для разбора важных деталей психологической работы. Поэтому я буду подробно разбирать решение этой задачи по частям, между которыми мы будем делать паузы для ответов на ваши возможные вопросы и прояснения непонятных мест.
Содержание первой части решения:
1. Прояснение наличного бытия клиентки.
2. Нахождение другого момента клиентского запроса.
3. Абсолютный и относительный моменты в запросе клиентки.
4. Сущность происходящего: «одинокое» основание клиентки.
5. Что такое условие осуществления?
6. Мама – условие осуществления «одинокого» основания клиентки.
7. Как здесь следует использовать Треугольник Карпмана?
8. К чему отнести маму – к существенному или к несущественному?
9. Как правильно работать с мамой с учетом того, что она относится к несущественному?
10. Промежуточный вывод и конец первой части.
Начнем!
Предупреждение. Задачи в психологическом задачнике нацелены на тренировку психолого-диалектического мышления. Публикуемый мной вариант решения задачи не претендует на единственно правильный и не противопоставляет себя другим вариантам. Он преследует учебные цели и выступает наглядной демонстрацией моего хода мысли, как психолога, работающего в русле диалектики.
Публикуя свой вариант решения, я не приглашаю кого-либо к дискуссии об эффективности моего подхода. Я приглашаю тех, кому интересна диалектика, использовать данный материал для знакомства с возможностями ее применения в психологической работе и прояснения всех непонятных мест с помощью вопросов на форуме. Конец предупреждения.
Решение задачи №1 «Мама не дает выйти замуж». Первая часть
Емкость задачи про клиентку и маму делает ее кладезем для разбора важных деталей психологической работы. Поэтому я буду подробно разбирать решение этой задачи по частям, между которыми мы будем делать паузы для ответов на ваши возможные вопросы и прояснения непонятных мест.
Содержание первой части решения:
1. Прояснение наличного бытия клиентки.
2. Нахождение другого момента клиентского запроса.
3. Абсолютный и относительный моменты в запросе клиентки.
4. Сущность происходящего: «одинокое» основание клиентки.
5. Что такое условие осуществления?
6. Мама – условие осуществления «одинокого» основания клиентки.
7. Как здесь следует использовать Треугольник Карпмана?
8. К чему отнести маму – к существенному или к несущественному?
9. Как правильно работать с мамой с учетом того, что она относится к несущественному?
10. Промежуточный вывод и конец первой части.
Начнем!
-
- Сообщения: 255
- Зарегистрирован: 02 дек 2024, 14:36
Re: Задача №1. «Мама не дает выйти замуж»
1. Прояснение наличного бытия клиентки
Психологическая работа в диалектическом русле начинается с прояснения наличного бытия клиентки.
Наличное бытие – это то, что происходит в жизни клиентки, к чему она имеет непосредственный доступ, явно, налицо. Это все то, что клиентка видит, слышит, чувствует, воспринимает, мыслит и т.д.
Например, мама звонит каждый день – это наличное бытие. Догадки клиентки, почему мама так делает – это тоже наличное бытие, потому что это дано клиентке непосредственно, напрямую. Привычные усталость и обида, страхи клиентки, что она никогда не выйдет замуж, отсутствие мужчины, как таковое – все это наличное бытие.
Противоположность наличному бытию – сущность. Сущность – это отрицание бытия; то, что лежит «в глубине» наличного бытия, скрыто от непосредственного взаимодействия.
Для наглядности наличное бытие мы можем сравнить с формой, а сущность – с содержанием.
Например, мы можем взять в руки книгу, взвесить ее на руке, рассмотреть ее обложку, понюхать бумагу, посчитать страницы, рассмотреть шрифт, которым напечатан текст. Все это – форма, к ней мы имеем доступ непосредственно.
Дай нам «Войну и Мир» Л.Н. Толстого и городской телефонный справочник – на этом уровне знакомства для нас это окажутся примерно одинаковые книги. Мы сможем различать их по твердости обложки, качеству полиграфии, цвету и плотности бумаги, наличию иллюстраций, размеру букв, разборчивости шрифта и т.п. А о чем эта книга? Если это художественная книга, то какие идеи, мысли, сюжеты она в себе содержит? В каком жанре она написана? Что хотел сказать автор? Какие отражения своей жизни в этой книге найдет читатель? Все это – содержание. Получить к нему доступ мы можем опосредствовано, то есть, посредством чтения текста. Непосредственно, приложив книгу к голове и впитав оттуда идеи, мы не можем.
Таким образом, в отличие от бытия сущность никак нельзя потрогать, почувствовать, увидеть, помыслить, узнать непосредственно. Доступ к сущности мы можем получить только опосредствованно, то есть, посредством чего-либо. О том, как это делается в психологической работе мы еще поговорим, а пока продолжаем разбор.
Для прояснения наличного бытия клиентки мы можем сформулировать много разных вопросов:
- Где работает клиентка и кем?
- Есть ли у нее подруги?
- Как проходит обычный день клиентки?
- Когда она в последний раз была в отношениях?
- Как выглядели отношения ее родителей?
- И многие другие.
Как понять, чему стоит уделить внимание, а чему – нет? Что прояснить, а что пропустить? Какие вопросы окажутся важными, а какие – нет?
Психолога интересует все то, что «заряжено» вниманием клиентки, «отягощено чем-то», «наделено особым значением». Другими словами, все то в наличном бытии, что может привести психологу к существенному. Все то, через что «просвечивает» сущность.
Поэтому, расспрашивая клиентку, психолог смотрит не на то, о чем она рассказывает, а на то, как она это рассказывает. Все то, о чем клиентка рассказывает «никак не меняясь в лице», не реагируя особым образом, психологу не интересно, хотя оно у него на всякий случай тоже записано и он будет иметь это в виду.
Таким образом, психолог здесь, как ищейка, чует заряженные, отягощенные, наделенные особым значением области наличного бытия клиента и последовательно проясняет их до появления ощущения достаточности.
Что мы имеем в наличном бытии клиентки из нашей задачи?
Сюда «широкими мазками» мы запишем:
- ее желание создать семью;
- маму, которая этому мешает;
- подходящего мужчину, который не появляется в жизни клиентки из-за мамы.
Была еще упомянута работа, но она не особо «фонила». Ее в список пока не вносим, но дополнительно позже перепроверить будет не лишним.
Здесь важно отметить еще вот что. Та же работа, например, объективно может занимать много времени, сил и нервов клиентки, но при этом не быть ничем заряженной в ее восприятии: «работа и работа, ну и что». Это мы в список не вносим. А у другой клиентки работа может объективно требовать на порядок меньше ресурсов, но в ее восприятии будет заряжена – и тогда работа точно попадает в список значимого наличного бытия.
Психологическая работа в диалектическом русле начинается с прояснения наличного бытия клиентки.
Наличное бытие – это то, что происходит в жизни клиентки, к чему она имеет непосредственный доступ, явно, налицо. Это все то, что клиентка видит, слышит, чувствует, воспринимает, мыслит и т.д.
Например, мама звонит каждый день – это наличное бытие. Догадки клиентки, почему мама так делает – это тоже наличное бытие, потому что это дано клиентке непосредственно, напрямую. Привычные усталость и обида, страхи клиентки, что она никогда не выйдет замуж, отсутствие мужчины, как таковое – все это наличное бытие.
Противоположность наличному бытию – сущность. Сущность – это отрицание бытия; то, что лежит «в глубине» наличного бытия, скрыто от непосредственного взаимодействия.
Для наглядности наличное бытие мы можем сравнить с формой, а сущность – с содержанием.
Например, мы можем взять в руки книгу, взвесить ее на руке, рассмотреть ее обложку, понюхать бумагу, посчитать страницы, рассмотреть шрифт, которым напечатан текст. Все это – форма, к ней мы имеем доступ непосредственно.
Дай нам «Войну и Мир» Л.Н. Толстого и городской телефонный справочник – на этом уровне знакомства для нас это окажутся примерно одинаковые книги. Мы сможем различать их по твердости обложки, качеству полиграфии, цвету и плотности бумаги, наличию иллюстраций, размеру букв, разборчивости шрифта и т.п. А о чем эта книга? Если это художественная книга, то какие идеи, мысли, сюжеты она в себе содержит? В каком жанре она написана? Что хотел сказать автор? Какие отражения своей жизни в этой книге найдет читатель? Все это – содержание. Получить к нему доступ мы можем опосредствовано, то есть, посредством чтения текста. Непосредственно, приложив книгу к голове и впитав оттуда идеи, мы не можем.
Таким образом, в отличие от бытия сущность никак нельзя потрогать, почувствовать, увидеть, помыслить, узнать непосредственно. Доступ к сущности мы можем получить только опосредствованно, то есть, посредством чего-либо. О том, как это делается в психологической работе мы еще поговорим, а пока продолжаем разбор.
Для прояснения наличного бытия клиентки мы можем сформулировать много разных вопросов:
- Где работает клиентка и кем?
- Есть ли у нее подруги?
- Как проходит обычный день клиентки?
- Когда она в последний раз была в отношениях?
- Как выглядели отношения ее родителей?
- И многие другие.
Как понять, чему стоит уделить внимание, а чему – нет? Что прояснить, а что пропустить? Какие вопросы окажутся важными, а какие – нет?
Психолога интересует все то, что «заряжено» вниманием клиентки, «отягощено чем-то», «наделено особым значением». Другими словами, все то в наличном бытии, что может привести психологу к существенному. Все то, через что «просвечивает» сущность.
Поэтому, расспрашивая клиентку, психолог смотрит не на то, о чем она рассказывает, а на то, как она это рассказывает. Все то, о чем клиентка рассказывает «никак не меняясь в лице», не реагируя особым образом, психологу не интересно, хотя оно у него на всякий случай тоже записано и он будет иметь это в виду.
Таким образом, психолог здесь, как ищейка, чует заряженные, отягощенные, наделенные особым значением области наличного бытия клиента и последовательно проясняет их до появления ощущения достаточности.
Что мы имеем в наличном бытии клиентки из нашей задачи?
Сюда «широкими мазками» мы запишем:
- ее желание создать семью;
- маму, которая этому мешает;
- подходящего мужчину, который не появляется в жизни клиентки из-за мамы.
Была еще упомянута работа, но она не особо «фонила». Ее в список пока не вносим, но дополнительно позже перепроверить будет не лишним.
Здесь важно отметить еще вот что. Та же работа, например, объективно может занимать много времени, сил и нервов клиентки, но при этом не быть ничем заряженной в ее восприятии: «работа и работа, ну и что». Это мы в список не вносим. А у другой клиентки работа может объективно требовать на порядок меньше ресурсов, но в ее восприятии будет заряжена – и тогда работа точно попадает в список значимого наличного бытия.